суббота, 24 декабря 2011 г.

САДО/МАЗО: вот в чем вопрос!

В русской литературе для садизма и мазохизма предлагались соответственно термины "половой тиранизм" и "страдальчество". Маркиз де Сад назвал описываемое им поведение либертинажем, а лиц, предающихся таким сексуальным занятиям, именовал либертенами. Слово "либертэ" по-французски означает "свобода", и сегодня движения, отстаивающие свободу полового чувства, именуются либертарианскими.

По мнению французского философа Жиля Делеза, сущность мазохизма - ожидание: "Боль осуществляет то, чего ждут, удовольствие - то, чего ожидают, мазохист ожидает удовольствия, как чего-то такого, что по сути своей всегда задерживается, и ждет боли как условного сигнала, делающего, в конце концов, возможным (физически и морально) пришествие удовольствия. Он, стало быть, отодвигает удовольствие все то время, которое необходимо для того, чтобы некая ожидаемая боль сделала его (удовольствие) дозволенным".


Фрейд в свое время считал, что мазохизм является всего лишь результатом разрушительных фантазий, направленных против самого себя. В некоторых случаях субъект может позволить себе сексуальное удовольствие только в том случае, если за этим последует наказание. Фрейд не подозревал, насколько сложный характер имеет явление, и поэтому легко объединял садомазохизм с отношениями доминирования/подчинения. На самом деле, с точки зрения психолога, это вполне допустимое упрощение, но это вовсе не так на взгляд обывателя. Ведь доминирование вовсе не обязательно связано с причинением физической боли, а подчинение - с физическими страданиями.

Садизм и мазохизм существуют, как правило, не изолированно, а совместно у одного и того же человека, поэтому почти всегда следует говорить о садомазохистском, а не о "чисто садистском" или "чисто мазохистском" поведении. Даже в первоисточниках, послуживших образцом для введения новых терминов, встречаются обе стороны этого сложного психосексуального проявления. Так, герои де Сада не только подвергают мучениям партнеров, но и сами с большой охотой получают порку розгами. Северин (герой "Венеры в мехах" Захер-Мазоха) играет страдательную роль в любви с Вандой, но потом, расставшись с ней, с хлыстом в руках выступает как господин и тиран в отношениях с новой любовницей. Он "философствует", что можно быть либо с хлыстом в руках, либо под хлыстом - других вариантов нет.

Учитывая неразделимость садизма и мазохизма, психолог Шренк-Нотцинг предложил более точный единый термин - алголагния (от греческих слов "алгос" - боль, "лагнос" - половое возбуждение). Садистскую форму он считал "активной алголагнией", мазохистскую - "пассивной алголагнией". Ученый определил также и другие варианты алголагнии: онанистическая - когда удовольствие достигается причинением боли самому себе, например, от самобичевания (аутофлагеллянтизм); визуальная - когда сексуальное возбуждение или сексуальная разрядка происходят при созерцании сцен телесных наказаний; идеальная (или символическая) - когда садомазохистское поведение разыгрывается не в реальности, а только в воображении.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...