В русской
литературе для садизма и мазохизма предлагались соответственно термины
"половой тиранизм" и "страдальчество". Маркиз де Сад назвал
описываемое им поведение либертинажем, а лиц, предающихся таким сексуальным
занятиям, именовал либертенами. Слово "либертэ" по-французски
означает "свобода", и сегодня движения, отстаивающие свободу полового
чувства, именуются либертарианскими.
Фрейд в свое время считал, что мазохизм является всего лишь результатом разрушительных фантазий, направленных против самого себя. В некоторых случаях субъект может позволить себе сексуальное удовольствие только в том случае, если за этим последует наказание. Фрейд не подозревал, насколько сложный характер имеет явление, и поэтому легко объединял садомазохизм с отношениями доминирования/подчинения. На самом деле, с точки зрения психолога, это вполне допустимое упрощение, но это вовсе не так на взгляд обывателя. Ведь доминирование вовсе не обязательно связано с причинением физической боли, а подчинение - с физическими страданиями.
По мнению французского философа Жиля Делеза, сущность
мазохизма - ожидание: "Боль осуществляет то, чего ждут, удовольствие - то,
чего ожидают, мазохист ожидает удовольствия, как чего-то такого, что по сути
своей всегда задерживается, и ждет боли как условного сигнала, делающего, в
конце концов, возможным (физически и морально) пришествие удовольствия. Он,
стало быть, отодвигает удовольствие все то время, которое необходимо для того,
чтобы некая ожидаемая боль сделала его (удовольствие) дозволенным".
Фрейд в свое время считал, что мазохизм является всего лишь результатом разрушительных фантазий, направленных против самого себя. В некоторых случаях субъект может позволить себе сексуальное удовольствие только в том случае, если за этим последует наказание. Фрейд не подозревал, насколько сложный характер имеет явление, и поэтому легко объединял садомазохизм с отношениями доминирования/подчинения. На самом деле, с точки зрения психолога, это вполне допустимое упрощение, но это вовсе не так на взгляд обывателя. Ведь доминирование вовсе не обязательно связано с причинением физической боли, а подчинение - с физическими страданиями.
Садизм и мазохизм существуют, как правило, не изолированно,
а совместно у одного и того же человека, поэтому почти всегда следует говорить
о садомазохистском, а не о "чисто садистском" или "чисто
мазохистском" поведении. Даже в первоисточниках, послуживших образцом для
введения новых терминов, встречаются обе стороны этого сложного
психосексуального проявления. Так, герои де Сада не только подвергают мучениям
партнеров, но и сами с большой охотой получают порку розгами. Северин (герой
"Венеры в мехах" Захер-Мазоха) играет страдательную роль в любви с
Вандой, но потом, расставшись с ней, с хлыстом в руках выступает как господин и
тиран в отношениях с новой любовницей. Он "философствует", что можно
быть либо с хлыстом в руках, либо под хлыстом - других вариантов нет.
Учитывая неразделимость садизма и мазохизма, психолог
Шренк-Нотцинг предложил более точный единый термин - алголагния (от греческих
слов "алгос" - боль, "лагнос" - половое возбуждение).
Садистскую форму он считал "активной алголагнией", мазохистскую -
"пассивной алголагнией". Ученый определил также и другие варианты
алголагнии: онанистическая - когда удовольствие достигается причинением боли
самому себе, например, от самобичевания (аутофлагеллянтизм); визуальная - когда
сексуальное возбуждение или сексуальная разрядка происходят при созерцании сцен
телесных наказаний; идеальная (или символическая) - когда садомазохистское
поведение разыгрывается не в реальности, а только в воображении.
Комментариев нет:
Отправить комментарий